Зачем откапывать Петербург, если его можно было построить

Паровые машины во времена строительства города

От SPbHistory
77 просмотров

Зачем откапывать петербург, если его можно было построить

В последнее время нередко можно услышать о том, что Петербург откопали, а потом совершили подлог всех документов, перерисовали карты, картины, гравюры, написали огромное количество художественной литературы, стихов, личных писем и других вещей, чтобы ввести следующие поколения в заблуждения. Может быть оно и так, но тогда возникает встречный вопрос — кому и зачем было нужно проделывать такую титаническую работу. Проще уж было построить Петербург с нуля, а еще проще — сказать как есть — что его откопали… Неужели Петр I от этого стал бы менее Великим.

Современному человеку трудно представить себе как в далеком прошлом строились объекты, поражающие не только своими размерами, но и способом изготовления. Такие вопросы и сомнения понятны, если речь идет о египетских пирамидах или комплексах Ольянтайтамбо, возраст которых, по мнению археологов, насчитывает тысячи лет, и поэтому практически не сохранилось производственной и документальной базы для исследования. Другое дело — молодой Петербург, с его 300-летней историей, подкрепленной материальными свидетельствами и документами того времени, к тому же написанными не узелковым письмом, а вполне понятным языком даже современнику.

На такие нестыковки с официальной историей сильное влияние оказывает несколько устоявшихся мнений. Первое – это то, что наши предки были недалекими, второе – что в России в то время жили исключительно лапотники и третье – если что-то делали, то вручную. C другой стороны, если признать, что наши предки были не глупее нас, Россия – это огромная и богатая страна, с достаточно образованным населением, которая не только что-то создавала, но и пользовалась технологиями всего мира.  Понятие «делали руками» означает лишь мышечную массу вместо двигателя, то картина может выглядеть иначе, хотя альтернативные исследователи часто имеют иную точку зрения.

Для примера рассмотрим главу «Первые паровые машины в России» из книги В.И. Лебедева 1933 года «Занимательная техника в прошлом»[1]. В ней речь идет о том, что одной из первых английских паровых машин была машина Урстера, а позже Севери, который получил патент на свое изобретение еще в 1698 году.

Паровой водоподъемник томаса севери

Паровой водоподъемник Томаса Севери[2]

Именно этот механизм впервые начал работать в России, о чем есть упоминание в одном старинном курсе физики англичанина Дезагюлье:

Я заказывал семь таких машин, действующих огнем, начиная с 1717 по 1719 г. Первая была заказана для покойного Петра I, поместившего ее в своем саду в Петербурге. Перегонный куб этой машины был сферический (каковую форму должны иметь все кубы в том случае, когда давление пара превосходит атмосферное), емкостью в 5–6 бочек. Он наполнялся и опоражнивался четыре раза в минуту. Вода поднималась давлением атмосферы на высоту 29 футов, да еще давлением пара на 11 футов…Курс физики Дезагюлье

Другие источники показывают, что две такие машины были установлены в банях Санкт-Петербурга: «…две усовершенствованные машины Севери были установлены в Санкт-Петербурхе в банях Грусова на Фонтанке». Машина была способна поднимать воду на трехметровую высоту, ее производительность была равна четырем бочкам в минуту и данные устройства служили механизмом поднятия воды фонтанов в Летнем саду.

Конечно, сейчас не просто понять истинную мощность этих машин, поскольку нам неизвестны ни объем бочки, ни уровень воды реки Фонтанки, которая и получила свое название именно благодаря действующим в 1717 году фонтанам. Позже паровую машину усовершенствовал кузнец Ньюкомен, которая работала в России в 1777 году.

Анимационная схема паровой атмосферной машины ньюкомена 1712 г. Гравюра двигателя ньюкомена

Гравюра двигателя Ньюкомена. Изображение скопировано с рисунка в работе Дезаглирса «курс экспериментальной философии», 1744, которая является изменённой копией гравюры Генри Битона, датированной 1717 годом. Вероятно, изображён второй двигатель Ньюкомена, установленный приблизительно в 1714 в угольной шахте Гриф в Уоркшире[3].

О данном двигателе есть подробное описание, которое сделал некий Картомазов и которое было издано «по приказу Министерства Внутренних Дел» в 1817 г.

«Россия с прошлого столетия, познав выгоды сей машины через устроение оной в Кронштадте при канале Петра Великого в 1777 г., и до днесь без ослабления пользуется плодами оные. Она тогда стоила при всей ее обширности соответственно важности предмета 70 882 1/3 рубля. В ней находится три котла от 8 до 10 футов в поперечнике, но пары из трех котлов соединяются в среднем, который находится под цилиндром. Поперечник цилиндра в 5 1/2 футов, а высота оного 10 футов, ход поршня 8 фут., длина коромысла 27 2/3 фута, его ширина 2 1/2 фута…

 

Сия машина действует каждую минуту 10 раз, а посредством двух насосов, имеющих в поперечнике по 26 дюймов, за каждый раз выливает 57 куб. фут. или 3990 фунтов воды. Всю же южную часть канала, содержащую в себе 2 462 000 куб. фут воды, осушает около трех суток, для чего и издерживается 2304 пуда земляных угольев».

Данная машина была выпущена через 11 лет после смерти И.И. Ползунова, русского теплотехника, который в 1766 году построил в России отечественную паровую машину. Его проект был рассмотрен Шлаттером по приказу Екатерины II и имел следующий отзыв:

«Ползунов так машину сумел переделать, что сей его вымысел за новое изобретение почесть должно».

Машина проработала недолго, в ноябре 1766 года она была остановлена после трехмесячной работы. Она успела выплавить 14 пудов и 38 фунтов серебра, и 14 фунтов золота. Сама машина стоила 7500 рублей, а выплавленная руда больше 10 000, что полностью окупало все расходы.

Воспроизведение паровой машины ползунова

Воспроизведение паровой машины Ползунова[4]

Такая небольшая заметка показывает достаточно высокий технологичный уровень во времена строительства Петербурга. Главное, что можно вынести из полученной информации – ручная работа не предполагает голые руки. Люди имели инструмент чтобы резать и шлифовать камень, это видно по набережным и кладбищам, а приводами к нему была ручная рабочая сила, которая все равно увеличивалась через систему блоков и шестеренок. Паровая машина – это двигатель, который позволил увеличить количество лошадиных сил и высвободить рабочие руки.

Как видно, в то время этот двигатель был, и это главное, что следует учесть. Если он не применялся повсеместно, то это не означает, что его нельзя было применять локально, например, на каменоломнях, на работах с гранитом и т.д. Петербург не был построен руками, он строился при помощи передовых технологий того времени, самыми просвещенными умами России и Европы, наиболее квалифицированной рабочей силой при поддержке материальных ресурсов огромной страны. 

Источники

  1. Лебедев В.И. Занимательная техника в прошлом. Ленинград, «Время», 1933, издание 2-е[]
  2. Севери, Томас Материал из Википедии[]
  3. Паровая машина Ньюкомена Материал из Википедии[]
  4. Ползунов, Иван Иванович Материал из Википедии[]
Поделиться:

Похожие посты