Технологии строительства набережных Петербурга и могильных комплексов Малоохтинского кладбища

Сравнительный обзор по аналогии

От SPbHistory
32 просмотров
Набережные СПб и малоохтинское кладбище

Набережная Петербурга напротив Эрмитажного театра и памятники на Малоохтинском кладбище

Глядя на набережные Петербурга с позиции туриста можно отметить их величие, красоту и грациозность, а где-то просто удобное сооружение. Однако если посмотреть на них с точки зрения технологий строительства, то возникает много вопросов, ответы на которые не всегда могут удовлетворить пытливого наблюдателя.

Как правило предлагается просто признать тот факт, что все работы были выполнены вручную, но мало сказано о том, как именно это было сделано, какими инструментами и по каким чертежам. Не то чтобы объяснений нет совсем, просто они создают впечатление, что на тот период времени совершенно не было никаких технологий и люди буквально все делали голыми руками.

Для иллюстрации достаточно одного простого факта, дающего понять уровень развития того времени – паровоз. Это очень сложное технологическое решение, для которого требуется богатый опыт предварительных испытаний, чертежей, а также достаточно развитая металлургическая промышленность, станкостроение, токарное дело и другие смежные отрасли. Прототип паровоза появился во Франции в 1769, а первый рельсовый паровой локомотив был построен уже в 1801 году.

Эти сведения говорят о том, что технологии существовали. Металлургия, паровой двигатель и т.д., и если они не применялись в широком использовании, то вполне могли применяться локально на каком-либо производстве, например в производстве изделий из гранита.

В настоящем обзоре мы, не вдаваясь в историю вопроса, сравним технологии строительства участка Дворцовой набережной Санкт-Петербурга и некоторые элементы памятников Малоохтинского кладбища. Подобный обзор есть и по кладбищу Олонецкой верфи в Лодейном поле.

Малоохтинское старообрядческое кладбище появилось примерно в 40-60 гг. XVIII в. Это как раз то время, когда и началась застройка Дворцовой набережной.

Сопряжение блоков на Дворцовой набережной

В общем виде участок набережной, который взят для примера, выглядит так, как показано на фото ниже, и находится он напротив Эрмитажного театра.

Дворцовая набережная

Набережная напротив Эрмитажного театра

Прежде всего обратим внимание на металлические скобы, которыми скреплены соседние блоки между собой. Такое сопряжение блоков наблюдается и рядом, практически по всей длине Дворцовой набережной. Так соединены между собой ступеньки, блоки больших гранитных перил у спуска к воде и парапеты.

Можно видеть соединение как двух блоков между собой, так и трех, где конфигурация металлической скобы приобретает V-образную форму. Стыки блоков и посадочные места скобы, а также места, где скоба отсутствует, заделаны раствором.

Немного по иному выглядит сама набережная, где посадочные места скоб залиты свинцом (или чем-то похожим) и только места их отсутствия, или ремонта, заделаны раствором. Именно технология свинцовой заливки наблюдается чаще всего и похоже, что она применялась изначально при строительстве.

Скрепление гранитных блоков металлической скобой со свинцом

Интересным моментом является то, что эти скобы держатся в граните не только за счет уплотнения свинцом, а и благодаря металлическим клиньям, которые вбиты в отверстие.  Другими словами, под скобу было подготовлено посадочное место и два отверстия в блоках, которые были намного больше чем ушко скобы. Сама скоба укладывалась туда без усилий и после расклинивалась и заливалась свинцом.

Место сопряжения двух блоков

Посадочное место с отверстием под скобу

Стоит обратить внимание еще на такой момент. Похоже, что скобы, которые мы уже рассмотрели, были посажены в момент первичного монтажа блоков. При этом хорошо можно представить саму скобу, имеющую изначально форму пластины, зауженную по краям и после согнутую с двух сторон, приобретая П-образную форму.

В другом варианте скоба выглядит иначе. Это прямоугольная пластина, которая приварена к двум прутам, забитым в блок, и залита уже не свинцом, а раствором. Скорее всего это делалось позже, на этапе каких-то ремонтных, или реставрационных работ.

Отремонтированная скоба в гранитном блоке

Отремонтированная скоба в гранитном блоке

Еще на что хотелось бы обратить внимание, это на своеобразные тумбы, на которых крепится декоративная цепь. На первый взгляд они так же выполнены из гранита, однако детальное их рассмотрение заставляет задуматься.

Гранитные тумбы на Дворцовой набережной

Гранитные тумбы на Дворцовой набережной

Дело в том, что одна из тумб оказалась треснутой в нижней части и под нее можно залезть не только рукой, но и увидеть, что внутри вставлен металлический прут, который связывает ее с фундаментом.

Металлический прут в гранитной тумбе

В нижней части тумбы трещина, под которой можно наблюдать металлический прут

Приведенные выше визуальные элементы показывают определенный стиль и метод их производства, которые были в то время развиты. На данном этапе мы остановимся и сделаем обзор подобных деталей, найденных на Малоохтинском кладбище.

Сопряжение блоков на Малоохтинском кладбище

Для начала отметим, что на этом кладбище есть много интересных артефактов, связанных с работой по камню, но мы остановимся только на тех из них, которые подходят к рассматриваемому нами вопросу. Для наглядности можно посмотреть несколько фотографий, чтобы понять насколько уникальные произведения из гранита присутствуют в данном месте.

Обратимся теперь к одному памятнику, который выполнен из гранита и имеет относительно простые геометрические формы. Однако границы всей могилы очерчены некоторым гранитным парапетом, который как раз и представляет определенный интерес.

Гранитный памятник середины 19 века

Внешний вид объекта показывает, что интересующие нас элементы не так просто обнаружить и мало кто на них обращает внимание. Они не представляют ни художественной ценности, ни какой-то другой, но с точки зрения определенной технологии вполне заслуживают внимания.

Прежде всего мы видим угловые соединения блоков где сами блоки больше похоже на бетон, чем на гранит. Все стыки и посадочные места скоб заделаны не свинцом, а раствором. Это напоминает стандартное изготовление простого фундамента с помощью опалубки, однако перевязка в нем выполнена не арматурой внутри, а скобами снаружи. Вполне возможны и иные способы изготовления, но это то, что напрашивается на первый взгляд.

Более интересным и релевантным является следующий склеп, который так же находится на этом кладбище. Привлекает внимание его ограда, фундамент под которую выполнен способом сопряжения блоков путем металлических скоб, залитых свинцом.

Ограда склепа на кладбище

Склеп на Малоохтинском кладбище

Обратим внимание на периметр склепа, который представляет собой отдельные, по виду гранитные блоки от одного до двух метров в длину и около метра в глубину. Они являются фундаментом для ограды, которая монтируется в них путем погружения, а местами путем болтового соединения.

Это как раз показывает галерея ниже. На отдельных фото видно, что ограда имеет некоторый декоративный элемент в виде дополнительной «ноги», которая уходит вниз к боковой стороне блока, проходит его насквозь и с обратной стороны фиксируется металлической шайбой и стягивается гайкой. Она придает дополнительную жесткость и устойчивость всей конструкции.

Отличительным моментом данного объекта является соединение блоков не только скобами, но и боковое, путем сквозного сверления и стягивания. Видно, что лицевая и верхняя сторона блоков ровные, представляют собой хорошо обработанную поверхность, по которой трудно судить о том, был ли это изначально гранитный камень или это определенного состава бетон, залитый в формы.

Гранитная стенка на малоохтинском кладбище

Аналогичным образом производилось угловое соединение блоков, где пластина была согнута под углом 90 градусов. Подобные решения в комплексе делают подобное ограждение действительно единым целым монолитом и конечно больше склоняют в сторону того, что блоки производились из камня, а не заливались как бетон. В противном случае было бы проще соединительные элементы вложить внутрь еще на стадии заливки.

Как соединяли блоки в прошлом

Угловое соединение двух блоков согнутой пластиной

Приведенные фото так же демонстрируют, что блоки установлены на некоторый фундамент, а не просто стоят на земле. Другими словами, можно предположить, что изначально была создана некоторая фундаментная подушка, на которую после монтировали блоки и скрепляли их между собой.

Угловые соединения бывают разных типов. Одни из них мы видели на упомянутом выше кладбище Олонецкой верфи, где две стороны тщательно подгоняются друг к другу, а сами блоки являются прямыми.

Прямая стыковка блоков на Малоохтинском кладбище

Прямая стыковка блоков с подгонкой кромок

Другие, представляют собой уже угловое соединение, при котором угол образует сам блок, что является достаточно интересным с точки зрения изготовления такой детали. По сути это достаточно трудоемкая работа, поскольку для этого следовало из блока определенной толщины убрать все лишнее и оставить лишь угловой элемент.

Следующие фотографии показывают внутреннюю сторону блоков. На них видно, что они обработаны только в верхней своей части. Вероятно до этого уровня насыпался после грунт, который со временем просел и обнажил их. Однако есть блоки, которые не обработаны изнутри вообще.

Внутренняя обработка гранитного блока Петербург

Внутренняя, необработанная часть блока

И последнее, о чем можно сказать, это посмотреть как выглядит сама скоба, скрепляющая блоки. Конечно она не является целой по понятным причинам, но дает некоторое представление о том, какой была изначально.

Итак, рассмотрев гранитные блоки на Дворцовой набережной и блоки Малоохтинского кладбища, можно прийти к некоторому заключению.

  1. Технологии работы с гранитными блоками схожи на трех объектах: Малоохтинское кладбище, кладбище Олонецкой верфи и Дворцовая набережная.
  2. Время создания данных объектов примерно одинаковое и находится в промежутке 1750 — 1850 годов.
  3. Прослеживается как работа с камнем, так и работа с бетоном.

Самое важное, что можно понять на данном этапе рассуждения, так это факт распространения технологии, ее повсеместное применение, а также простота, с которой мастера выполняли свою работу. Многие элементы показывают, что с точки зрения трудозатрат можно было поступить проще, от чего-то отказаться. Тем более, если речь идет о работе с гранитом.

На этом кладбище есть и другие интересные объекты, на которых стоит остановиться подробнее. Интересны они еще и тем, что на каждом из них стоит дата, по сути своей являющаяся датой изготовления. 

Поделиться:

Похожие посты