Набережные Петербурга и кладбище Олонецкой верфи

Технологии работы с гранитом

От SPbHistory
377 просмотров
Набережные петербурга и кладбище олонецкой верфи

Стыковка блоков на кладбище Олонецкой верфи

Грандиозные сооружения набережной Невы в Санкт-Петербурге до сих пор не перестают не только удивлять своим масштабом, но поднимают вопросы о том сколько было задействовано человек при строительстве, сколько понадобилось на это времени и главное – как это было построено и какие технологии в то время существовали.

Настоящий обзор не ставит своей целью ответить на все эти вопросы, но лишь провести небольшую параллель с тем, какие технологии применялись в середине XIX века за сотни километров от Петербурга и при каких обстоятельствах.

Речь пойдет о могиле купца II гильдии, попечителя лодейнопольской больницы, Александра Ивановича Фомина. С 1864 года она находится в городе Лодейное поле на старом кладбище, история которого связана со временем строительства Олонецкой верфи на р. Свирь.

Могила интересна тем, что хоть и принадлежит достаточно состоятельному и известному в своем городе человеку, но все же не приближенному к царской власти и не имеющему к ней никакого отношения. Это важно, поскольку то, насколько профессионально и качественно она выполнена, говорит о достаточно распространенной на то время технологии, повсеместности и простоте ее применения.

Захоронения на старом кладбище Лодейное поле

Само кладбище было организованно в 1703 году по указу Петра I, примерно в то время, когда на Выборгской стороне создавалось Сампсониевское кладбище, которое считается первым кладбищем Санкт-Петербурга.

Однако, обратим внимание на несколько принципиальных моментов, которые можно увидеть на примере стыковки блоков набережных Санкт-Петербурга.

С одной стороны мы видим металлические скобы, которые скрепляют блоки между собой и не дают им расходиться. С другой, можно отметить заливку стыка некоторым веществом, похожим на свинец. Также можно отметить ровность стыков, что говорит либо о тщательной подготовке и подгонке блоков, либо о технологии литья. 

Далее мы рассмотрим могильный комплекс с точки зрения работы с гранитом. Это памятник 1864 года и выглядит на сегодняшний день так, как показано на фотографии ниже. 

Памятник на старом кладбище в Лодейном поле

Общий вид памятника Александра Ивановича Фомина 1864 год

Детализация стыков его угловых частей показывает наличие скрепляющих элементов в виде скоб, под которые в граните вырезаны определенные посадочные места и сама скоба входит в камень. Как видно для этого в камне существует специальное отверстие.   

Вид на этот элемент сверху показывает ровные плоскости, которые прилегают друг к другу под углом 90 градусов. Если представить себе как эти блоки выглядели изначально, когда были целыми, то можно понять, что это был определенным образом обработанный торец. 

По следующим фотографиям можно представить себе размер сопрягаемых блоков. С одной стороны он целый и равен примерно 2.5 метрам. Другой блок разрушен, но ранее он тоже представлял собой единый монолит. 

Следующие изображения показывают нам торцевое соединение двух гранитных блоков, где видно, что соединительная скоба находится как сверху, так и сбоку.

Так же мы можем наблюдать идеальное примыкание двух торцов, что говорит о предварительной подготовке блока, как о двух элементах одного конструктора. Внутренняя сторона блока показывает, что он обработан только с одной стороны. 

Видно так же, что верхняя скоба не просто вставлена в паз и отверстия, но и залита еще каким-то материалом, похожим на свинец.

Более детально стыковку со свинцом можно проследить на следующих изображениях. Там заливка производилась как в сам стык, так и для уплотнения скобы и металлической ограды в местах ее сопряжения с блоком. 

Еще одним интересным элементом является вырез под проход, который выполнен извлечением из блока сегмента на всю его глубину. С точки зрения практической целесообразности данный подход, учитывая трудозатраты, выглядит весьма расточительно. Это характеризует тот факт, что подобное мероприятие выполнялось без оглядки на усилия. 

Наш краткий обзор показывает технологию работы с гранитом в середине XIX столетия. Мы можем представить себе следующую картину. В 1864 году умирает состоятельный человек, который проживал за 250 км от Санкт-Петербурга, где его родственники заказывают ему памятник. 

Это обстоятельство позволяет предположить, что технологии работы с гранитом к тому времени были весьма обычным делом и ни у кого не вызывали удивления. Возможно это было достаточно дорого и не каждый мог себе это позволить, но глядя с какой точностью и профессионализмом был выполнен данный комплекс, можно отметить, что это делали специалисты высокого уровня. 

Галерея, представленная ниже, демонстрирует все изображения рассматриваемого нами объекта, чтобы была понятна картина в целом и смысл того, о чем идет речь. 

Также не лишним будет задуматься и о том, что всю эту массу гранита нужно было привезти из Петербурга. То есть, где-то были выполнены подготовительные работы, а после, по месту, уже производилась сборка всех элементов конструктора. 

Этот вопрос действительно стоит того, чтобы искать дальше на него ответы, но на данном этапе можно сделать вывод: если каждый человек на достаточно большом расстоянии мог заказать себе памятник, исполненный столь искусно, то стоит ли удивляться тому, что Петербург, как столица империи, был одет в гранит.

Согласно Отечественным запискам Павла Свиньина 1818 г., артель Самсона Суханова, помимо известных работ, выполненных в Петербурге, занималась еще и памятниками. Вполне возможно где-то есть описание подобных технологий.

Поделиться:

Похожие посты