Стыковки нестыковок строительства Петербурга

Вопросы альтернативной истории

От SPbHistory
79 просмотров

Стыковки нестыковок строительства петербурга

К официальной истории безусловно есть много вопросов, поскольку во многих ее эпизодах действительно присутствует некоторое количество нестыковок. Это вполне нормальное явление для науки, тем более, что историю, действительно, чаще всего пишут победители. Тем не менее, не следует полностью отвергать труд ученых, у которых нет цели заморочить кому-то голову. Их задача выстроить картину прошлого, опираясь на исторические документы.

В среде историков также ведутся споры, и со временем нередко пересматриваются какие-то положения, иногда даже  под влиянием политической конъюнктуры. В этой связи труд альтернативных исследователей очень важен, они часто задают правильные и интересные вопросы, вполне логичные и обоснованные. Однако бывает так, что какие-то моменты подаются без должного обоснования и людям, которые сталкиваются с подобной информацией впервые, кажется, что их обманули. 

Рассмотрим подобное положение вещей на примере фрагмента лекции Алексея Кунгурова, достаточно известного исследователя, который как раз и занимается вопросами нестыковки официальной истории.

Гравюра Зубова А.Ф. «Триумфальный ввод шведский войск»

Автор предлагает обратить внимание на гравюру 1715 года, которая называется «Триумфальный ввод шведских кораблей в Санкт-Петербург после победы при мысе Гангут». Он показывает дворец Меншикова, за которым находится множество домов и шпиль.

Триумфальный ввод шведских кораблей в санкт петербург после победы при мысе гангут. а.ф.зубов. 1714 г. гэ обработано

Вид Васильевского острова и триумфального ввода шведских судов в Петербург после победы при Гангуте 9 сентября 1714 года.

По информации Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина это гравюра Зубова А.Ф., 1714 года под названием «Вид Васильевского острова и триумфального ввода шведских судов в Петербург после победы при Гангуте 9 сентября 1714 года[1].

Описание к изображению говорит о том, что Зубов стремился показать ни сколько саму процессию, сколько комплексное мероприятие, включающее в себя городские пейзажи.

Описание гравюры вид васильевского острова и триумфального ввода шведских судов

Описание гравюры с сайта Государственного музея

Другими словами, перед нами, согласно официальной версии истории, изображена часть Санкт-Петербурга 1714-1715 гг. Конечно стоит сделать скидку на то, что это все-таки не фотография, а выражение художественного восприятия, хотя автор все же опирался на то, что видит.

Деревянный Петербург 

Далее Алексей Кунгуров говорит о том, что на переднем плане находится дом Меншикова, который, по мнению историков, является первым кирпичным зданием молодого города.

Действительно, если посмотреть на гравюру, то просматривается определенный комплекс жилых домов, однако они были преимущественно деревянными, хоть и часто окрашенными снаружи под кирпичную или каменную кладку. Дело в том, что вплоть до 1709 года строительство было стихийным, подчиненным оборонительным целям, а основным строительным материалом было дерево.

В своей книге «Каменное убранство Петербурга» Андрей Булах отмечает, что Петр только хотел в то время осуществить план постройки каменных зданий и вплоть до 1713 года даже здания Сената и Троицкой церкви были деревянными, так же как и Петропавловский собор и Петровские ворота. Деревянными были строения и на других участках города: здания Гостиного, Литейного и Почтового дворов[2]

В книге Кочедамова В.И. «Набережные Невы», есть упоминание о пристани возле дома Меншикова, которая была разрисована «под кирпич», как это было принято в ранние годы строительства Петербурга[3]. По данному материалу у нас был обзор, который касается гранитных набережных Петербурга.

Именно поэтому справедливо считается, что первым каменным строением в Петербурге был Меншиковский дворец, или палаты, как они тогда назывались. 

Каменный и деревяный дом Меншикова

На гравюре мы видим усадьбу Меншикова с расположенными на ней строениями, из которых только два были каменными: Палаты Княжие и Палаты Маршала Княжия (двухэтажный каменный дом управляющего). О чем можно прочесть в описании под изображением.  Также там присутствуют плетеная и обмазанная церковь Воскресения Христова, деревянная мельница, хозяйственные постройки и огромный сад .

Палаты маршала княжего

Каменный дом в усадьбе меншикова

Палаты Маршала Княжия (двухэтажный каменный дом управляющего Ф.А. Соловьва)

Палаты княжие и хоромы деревянные

Палаты княжие

Палаты княжие - каменный дворец Меншикова, заложенный в 1710 г.

Хоромы деревянные меншикова

Деревянные хоромы (посольский дворец)

Согласно Малиновскому К.В. застройка этой усадьбы началась в 1704 году с двухэтажного деревянного здания П-образной формы — посольского дворца, в котором устраивались официальные торжества и приемы. Это то, что мы можем наблюдать на гравюре Зубова под названием «Хоромы деревянные», здание, внутренняя отделка которого была полностью завершена лишь к 1710 году, когда началось строительство нового, каменного дворца — палат[4].

В 1711 году, после завершения первой очереди строительных работ, Меншиков отпраздновал новоселье. В 1714 году была завершена лишь большая часть основных работ, но внутренняя отделка продолжалась вплоть до 1727 года[5]

Дворец а. д. меншикова в с. петербурге. гравюра а. и. ростовцева. 1716.

Дом Светлейшего Князя Меншикова, был построен в 1710 - 1714 по проекту архитекторов Дж.-М. Фонтана и Г.-И. Шеделя[6].

Стоит понимать, что на строительстве работали крепостные князя из суздальских, ижорских и копорских селений, а также костромские штукатуры и большое число наемных работников[4]. Строительство шло под руководством архитектора Франческо Фонтана. Другими словами, были средства, строительные материалы, опытные руководители и квалифицированная рабочая сила. Если чего-то не было, то это проблемы в том, что бы в течение четырех лет построить каменный дом таких размеров. 

«Обман историков»

В заключении Алексей Кунгуров указывает, что автор гравюры рисовал то, что видел и что в период за примерно десять лет был построен целый микрорайон, а нас пытаются просто обмануть историки.

Здесь трудно не согласиться, автор изображения действительно запечатлел то, что видел в то время. Единственное, что не просматривается на изображении — это микрорайон, который  невозможно было бы построить за такой значительный для подобных сооружений промежуток времени.

Мы можем констатировать, что второе лицо в государстве лишь через 7 лет позволило себе строительство каменного дома. Все остальные постройки на его усадьбе были деревянными. То, что Алексей Кунгуров называет «микрорайоном» — это часть этой усадьбы, со строениями, которые мы рассмотрели выше, а также другие дома, которые показаны на заднем плане, но по логике вещей они были намного проще, чем дома переднего плана. 

В заключении еще раз отметим, что альтернативный взгляд — вещь нужная и полезная для науки, она задает тон, поднимает вопросы, которые возможно были недостаточно освещены. С другой стороны  (и это невозможно отрицать) — альтернативное исследование — это тоже наука и любые высказывания по этому поводу должны опираться на факты. Мы продолжим подобные обзоры, в следующий раз обратим внимание насколько «страшен» объем работ, который можно увидеть на планах Петербурга. 

Источники

  1. Вид Васильевского острова и триумфального ввода шведских судов в Петербург после победы при Гангуте 9 сентября 1714 года[]
  2. Андрей Булах: Каменное убранство Петербурга. Шедевры архитектурного и монументального искусства Северной столицы[]
  3. Кочедамов В.И. Набережные Невы.  Ленинград-Москва, 1954 год. Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре[]
  4. Малиновский К. В. Санкт-Петербург XVIII века. Изд-во «Крига», 2008 г.[][]
  5. Игнатьева Е., Мещеряков В., Саверкина И. Эрмитаж. Дворец Меншикова. — Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж, 2008[]
  6. Дом Светлейшего Князя Меншикова 1716.[]
Поделиться:

Похожие посты