Старое кладбище Олонецкой верфи в Лодейном Поле

Кладбище времен Петра I, связанное со строительством Петербурга

От SPbHistory
573 просмотров
Старое кладбище Лодейное поле 18 век

Склеп на старом кладбище в Лодейном поле

Сегодня нередко можно слышать о старых кладбищах Санкт-Петербурга, которые дошли до наших дней и тесным образом связаны с временами строительства этого города. Однако есть удаленные места, без которых Петербург с его мощным флотом было бы построить невозможно. Сегодня – это город Лодейное Поле, бывшая Олонецкая вервь, заложенная в 1703 году указом Петра I под руководством князя Меншикова А.Д.

Здесь трудились как местные крестьяне, из Оятских и Свирских деревень, приписанные к Олонецкой (позже Лодейнопольской) судостроительной верфи, так и люди, которых привозили со всех уголков России. Тяжелый труд приводил к тому, что смертность была достаточно высока и людей необходимо было хоронить по православным обычаям. Для этих целей выбрали место неподалеку от верфи, на возвышенности, которое носило название Старкова Гора. Как видно на фото, с этого места открывался прекрасный вид на реку Свирь.
Олонецкая губерния 1881 г

г. Лодейное Поле (на левом берегу р. Свири) Вид новой каменной церкви с колокольней (на месте бывшей деревянной). На фото, слева вдали, видна сосновая роща, в ней и находилось кладбище. Фото из альбома снимков Якова Пекарского "Олонецкая губерния"[1].

Олонецкой она была потому, что данная территория входила в то время в состав Олонецкого уезда, уездного города Олонец. Как раз в этом месте и существует кладбище, о котором стало известно благодаря деятельности местного краеведа, человека неравнодушного к истории своего края, Курилова Михаила Александровича[2].

Кладбищенская церковь, возникновение и развитие

Предположительно захоронения на этом кладбище начались в первой половине XVIII века, это примерно в то время, когда было образовано Сампсониевское кладбище в Санкт-Петербурге. Сначала там была построена часовня, а после, в 1795 году на средства Олонецкого купца 2-й гильдии Серебрякова Акима Ивановича, построили церковь.

Олонецкая губерния 1881 г

Угрюмов Григорий Иванович (1764-1823). "Портрет Акима Ивановича Серебрякова". 1813 год, 66.5 х 53.8, холст, масло, Третьяковская галерея[3].

Поскольку статус города поселение, которое образовалось вокруг Олонецкой верфи, получило 16 мая 1785 г. указом Екатерины II[4], то дата строительства церкви была не случайной, а являлась подарком городу Лодейной Поле к десятилетнему юбилею.

В 1852 г. церковь перестраивалась за счет средств, выделенных купцом 2-й гильдии Дудниковым Григорием Ивановичем. Первоначальный вид церкви в полной мере установить не удалось, кроме фотографии 1910-х гг., по которой можно судить о ее красоте и изящной архитектуре.

церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в г. Лодейное Поле с оградой

Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в г. Лодейное Поле с оградой[5].

Церковь перестраивалась много раз, известны 1852, 1883 и 1908 год, когда она подверглась перестройке в последний раз на средства Лодейнопольского купца Ивана Ефимовича Ефимова. Об этом можно судить из апелляционной жалобы, которая была подана 26 июня 1926 года в Лодейнопольский УИК церковно-приходской «двадцатки» по поводу расторжения договора пользования церквями Лодейного Поля. Текст содержит следующее.

Введенская кладбищенская церковь построена в замен сгоревшей 18 лет тому назад [в 1908 г. — М. М.] местным благодетелем Иваном Ефимовичем Ефимовым, но все же таки местное население города и окрестных деревень Верхней и Нижней Каномы и Мирошкинич принимало участие в заготовке материалов лесных, вывозке их и прочее.

 

17 октября 1926 г. с Постановлением на право пользованием кладбищенской церковью выступили верующие деревни Мирошкиничи.

 

…в постройке означенной церкви мы принимали участие тем, что возили лес для постройки ея <…> указанная церковь находится ближайшею к нашей деревне <…> что в настоящее время на приходится умерших провожать в собор мимо Введенской церкви и затем следовать с умершими обратно на кладбище, что составляет большие затруднения и неудобства <…> что во время начала стройки Введенской кладбищенской церкви мы принимали участие как в ремонте ея так равно и отапливали ее своими дровами: постановили оставить Введенскую кладбищенскую церковь за нами гражданами деревни Мирошкиничи, также и граждане деревни Речки, которые также все время как и мы обслуживали церковь.

 

Что касается того, чтобы означенная выше Ввведенская кладбищенская церковь обслуживала и верующих железнодорожников, то конечно при оставлении за нами этой церкви мы предоставляем им таковую возможность и т.д[6].

Еще одно упоминание о церкви есть в газете «Олонецкие губернские ведомости», в виде короткого отчета от проверяющего церквей.

Кладбищенская церковь деревянная, однопрестольная, предположительно ремонтировать ее. Кладбище содержится в порядке и опрятности. Документы церковные хранятся в целости и ведутся в исправности…[7]ОГВ за 1906 г. № 19

Послереволюционный период и закрытие церкви

С церковью связаны и революционные события тех времен. Еще до Петроградского осеннего восстания 1917 года, в Лодейном Поле была создана первая ячейка передовой части рабочих-железнодорожников, которые проводили свои первые собрания за кладбищем, в маленьком деревянном домике.

С приходом советской власти в городе был закрыт собор Петра и Павла, однако оставались две действующие деревянные церкви: Александро-Невская, которая находилась в деревне Мешковичи и относилась к юрисдикции Московской патриархии, и кладбищенская Введенская, обновленческая.

Впоследствии все священники, а также те, кто как-то был причастен к церкви, были приговорены к смерти, что позволило властям в 1938-1939 гг. закрыть храмы уже на юридическом основании, «в связи с распадом религиозных общин». В этот же период на кладбище были запрещены все гражданские захоронения, а во время Великой Отечественной войны церковь полностью сгорела и прекратила свое существование уже и как объект наследия.

Послевоенный период и последние захоронения

Известно, что последний раз на этом кладбище хоронили погибших воинов в период ВОВ, однако позже их останки были перезахоронены на Братском кладбище. После войны на этом месте началось строительство завода ЖБИ, и часть кладбищенской территории была занята под дорогу и вспомогательные здания.

Кладбище было с одной стороны обнесено металлической оградой, а с другой — стеной из толстых бревен. В советский период кованая ограда была снята и установлена вокруг первого памятника Ленину возле железнодорожного вокзала, а впоследствии перенесена и установлена на проспекте Ленина, где сегодня и находится.

Деревянная ограда введенского кладбища Лодейное поле

Деревянная ограда старого кладбища в Лодейном Поле

В 60-е годы данная часть города полностью утратила свой былой статус и стала совершенно бесхозной. Начался длительный период вандализма, о котором в 2009 году вспоминал бывший директор ЖБИ.

В 1965-1968годах к месту старых захоронений приезжал первый секретарь Ленинградского обкома партии Романов Г.В., он разыскивал могилу то ли мамы, то ли бабушки. Но поиски оказались тщетны, ибо на кладбище царил беспорядок и многие могилы имели печальный вид — были безжалостно разрыты неизвестными искателями сокровищ. Голубев В., Местная газета 2009 г., № 30

В 1984 году, в непосредственной близости с кладбищем, электротепловым предприятием Лодейного Поля был устроен склад для хранения мазута. Для этой цели было произведено большое количество земляных работ, уничтоживших большую часть захоронений. Через само кладбище проложили технологический проезд для погрузки-выгрузки мазута, и эта территория была частично залита данным веществом. Ценные памятники в этот период просто выталкивались бульдозерами и засыпались песком.

Стоит отметить, что этот склад действительно был необходим городу в то время, однако это производилось без учета памяти как своих предков, так и сохранения памятников архитектуры. В дальнейшем на кладбище и вовсе начали свозить строительный мусор, складывая его прямо на могилы. Это привело к тому, что родственники полностью перестали посещать это место, ухаживать за могилами, а для молодого поколения данная территория уже не представляла никакого интереса.

Попытка возрождения кладбища

С течением времени меняется государственная политика, меняется сознание людей и их естественное стремление помнить и чтить своих предков. Такие чувства толкают их на изучение истории своего рода, восстановлении их памяти и могил.

К счастью, на этом кладбище сохранились отдельные памятные  плиты и памятники рядом с могилами. Многие удалось разыскать и  откопать из под завалов строительного  мусора и восстановить. Что вызвало дополнительный исследовательский интерес у краеведов и жителей города. Проведенная работа вскрыла большой пласт истории нашего края, в настоящее время  не известной для современных жителей. Возникла идея восстановить  и сохранить это значимое для истории города  место, которая со временем переросла в проект. Одним из этапов этой работы  было возвращение   определенного статуса этому кладбищу.Курилов Михаил Александрович

Это привело к тому, что в 2016 году в адрес городской администрации Лодейного Поля было направлено заявление о рассмотрении вопроса сохранить это место.

Сохранение Введенского кладбища

Заявление о сохранение Введенского кладбища в Лодейном Поле

В это же время силами общественности, предпринимателей, ООО «Спецтранс» и позже, в 2017 г.  ЛООО СТК «Все дороги», велись работы по очистке территории от мусора и восстановлению памятников.

В результате этих мероприятий администрация Лодейного Поля приняла решение о постановке данной территории на кадастровый учет, и с 12 декабря 2018 года она стала иметь кадастровый номер 47:06:0102006:1522. Разрешенное использование: Для размещения военных и гражданских захоронений. По документу: для размещения кладбища[8].

Старое кладбище в Лодейном поле

Кадастровая карта с участком кладбища в Лодейном Поле

В 2018 году было обозначено место, на котором ранее стояла церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы и был установлен памятный крест. В 2020 году на кладбище прошла панихида.

Место освящения кладбищенской церкви в Лодейном поле

На этом месте стояла церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы построенная в 1795 г

Благодаря этим усилиям данное место сохранено и на сегодняшний день уже охраняется законом. Все, что представлено на фото, существует и на дату написания этого обзора.

Общий вид кладбища в 2021 году

На этом кладбище похоронено много известных людей того времени. Здесь покоятся купцы, являющиеся потомками почетных граждан города, а также представители интеллигенции, которые внесли весомый вклад в развитие этого края.

Древние памятники кладбища Олонецкой верфи

Это наглядная память времен работы Олонецкой судостроительной верфи и вполне возможно, что здесь находится прах первых судостроителей Балтийского флота и шлюпа «Мирный», – корабля, который принимал участие в первой русской антарктической кругосветной экспедиции 1819-1821 гг.

Памятник из гранита в Олонецкой верфи

Здесь лежат потомки древних дворянских родов Лутохиных, Саблиных, Нееловых, которые были известны в этих местах еще со времен правления Ивана Грозного. Тут покоятся первые жители города Лодейное Поле, строившие этот город и стоявшие у истоков его истории.

Вид на склеп - старое кладбище

Кладбище времен Петра 1 общий вид

Могила возле дерева на старом кладбище в Лодейном Поле

Кладбище хранит прах людей, очень многое сделавших для Российского государства, а также польских граждан, сосланных в эти далекие края после Польского восстания в 1863 году.

Могила во мхе

Старый склеп 18 века

О некоторых из этих людей удалось собрать историческую информацию и на пути этого исследования выяснилось, что их родственники до сих пор живут в Лодейном Поле.

Отдельные памятники на кладбище

Павильон с памятниками купцов Ефимовых

Наиболее привлекательным и лучше всего сохранившимся местом на этом кладбище является павильон семейного захоронения с памятниками Лодейнопольских купцов Ефимовых. На сегодняшний день он частично восстановлен, однако ранее представлял собой кованую ограду, стоящую на фундаменте из хорошо обработанных гранитных блоков. Его крыша была покрыта металлом, стены имели витражное остекление, а пол был покрыт керамической плиткой.

Павильон с памятниками купцам Ефимовым

Склеп купцов Ефимовых

Памятники имеют композитное исполнение из черного гранита и белого мрамора и производились в мастерских Игнатьева и Зиновьева в Санкт-Петербурге.

Данный склеп является не только свидетелем Великой Отечественной войны, но пережил артобстрелы, которые так же оказали свое влияние на его разрушение. Однако от рук гражданского населения он пострадал гораздо больше. Так называемые «кладоискатели», вскрывали могилы, в результате чего памятники были частично разрушены и свалены на землю. Металлические элементы сдавали в металлолом, а сама территория, как было показано выше, превратилась в свалку. Фото ниже как раз демонстрируют момент восстановительных работ.

Старое кладбище Олонецкой верфи в Лодейном Поле

Купцы Ефимовы были уроженцами деревни Гонгиничи Винницкой волости Лодейнопольского уезда, ныне это Подпорожский район, Винницкое сельское поселение. Они отличались своей благотворительностью, благодаря им была построена первая церковь на этом месте в 1908 году.

Памятники из гранита

Сохранились на этом кладбище и другие интересные памятники, об одном из них речь шла в материале о  технологиях работы с гранитом, где он рассматривался с точки зрения технологии изготовления и сравнивался с работами по камню на набережных Санкт-Петербурга.

Могила и гранитный памятник купца Фомина А.И.

Могила Фомина А.И. находилась рядом с южной стеной здания церкви. Захоронение, как и все богатые захоронения этого кладбища, было раскопано. Памятная плита с надписью была расколота на несколько мелких кусков, вероятно это произошло под влиянием внешней среды, дождей, морозов и т.д. Могли, конечно, повлиять артобстрелы во время войны или пожар церкви. По методу изготовления памятник схож с технологиями на Малоохтинском кладбище.

Памятник на старом кладбище в Лодейном поле

Общий вид памятника Александра Ивановича Фомина

Александр Иванович Фомин (1822-1864 гг.), 2-й гильдии купец, умер от чахотки 22 октября, ему было 42 года. Был попечителем Лодейнопольской больницы. Его жена, Марфа Дмитриевна, заботилась о женском училище, которое было открыто в Лодейном Поле в 1865 г. При открытии училища М.Д. Фомина пожертвовала в пользу его большую арифметическую доску, канцелярский стол и полдюжины стульев.

Расколотая могильная плита

Их сын, лодейнопольский 2-й гильдии купец Василий Александрович Фомин (1848-1884 гг.). Его жена Александра Николаевна. Их дети: Ольга, Мария, Александра, Екатерина, Николай, Андрей, Вера  Иоанн, Алексей. В 1870 г. им была куплена у помещика Саблина П.И лесная дача в Русконском погосте под названием Курчаковщина. В 1874 г. был избран  гласным  в Лодейнопольскую  городскую думу на четырехлетие с 1874 года. Умер 26 января 1884 г. от чахотки в возрасте 36 лет.

Виды могил: памятники, плиты, кресты

Могильные плиты

На кладбище сохранилось несколько могильных плит того времени, одним из элементов которых является адамова голова. По мнению краеведа Павла Самокрасова, это достаточно распространенный символ того времени.

Выбитый на плитах (всегда под текстом надгробной надписи) череп с костями – это так называемая «адамова глава», в русской православной культуре – символ освобождения от смерти и спасения во Христе; «глава» олицетворяла прах Адама (первого человека, сотворённого Богом), который, согласно преданию, покоился на Голгофском холме близ Иерусалима (др.-греч. Γολγοθᾶ, греч. Γολγοθάς; ивр. ‏גולגלתא‏, от арамей. gûlgaltâ, букв. «череп»; в Евангелии слово истолковано как «Лобное место» – др.-греч. Κρανίου τόπος, лат. Calvariae locus), где римлянами был распят Иисус Христос.

 

Согласно православному учению, кровь распятого Христа омыла по Промыслу Божьему череп Адама, покоившийся в Голгофе, и в его лице – всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность Спасения. Таким образом, голова (череп) Адама, выбиваемая в нижней части надгробных плит (в верхней части плит выбивался крест на Голгофе, иногда с «копиями» римских солдат), имела символическое значение освобождения от смерти и спасения во Христе.

В данном случае речь идет о плите 1806 года, на которой частично сохранилась еще читаемая надпись:

На сем месте покоится тело…еневой… представилась 1806 года апреля 16 дня от рождения на 86 году.

Могильная плита с Адамовой головой

Можно выделить еще одну памятную плиту, которая была установлена в 1835 году и является одной из наиболее старых из сохранившихся в хорошем состоянии. Сохранилась текстура камня и на ней хорошо можно прочесть надписи. По всей видимости данная плита мраморная, а человек, которому она поставлена, хоть и прожил всего 30 лет, но уже сумел сыскать уважение людей.

Раб Божий Андрей Неуймин родился в 1804?)году августа 6 дня на рускольских мраморных ломках 183(5?)6 скончался в Мае 8 дня в Лодейном Поле. Вечная твоя память брат. Аминь

Могильная мраморная плита

Целью настоящего обзора является дать общее представление непосредственно о кладбище. К сожалению трудно уделить внимание каждой могиле и истории того, кто в ней захоронен. Для этого необходим отдельный материал, который бы склонялся ближе к краеведению. В этой связи можно посмотреть обзор о Введенском кладбище, в котором более раскрыты именно эти детали[9]. Кладбище хранит еще ряд подобных надгробий.

Могильная плита с крестом, символами и надписью

Крест на могильной плите 19 век

Могила из камня, плита

Лодейнопольское старое кладбище

Как было показано на фотографиях общего вида кладбища, на нем присутствует большое количество могил, выполненных в виде крестов, как деревянных, так и каменных, металлических и чугунных.

Могильные кресты

Одним из наиболее интересных с точки зрения изготовления, является крест, выполненный методом чугунного литья (возможно это металл, а не чугун). Это законченное цельное изделие, весом около 40 кг., с христианской символикой. Как правило на всех крестах присутствует солнечное сияние.

Большой чугунный крест

Возможно это отголоски символа «Всевидящее око», которое широко применялось в то время в христианской традиции. В частности, в Петербурге оно встречается повсеместно, его усматривают даже в таком архитектурном ансамбле, как «Невский трезубец». Исходя из представленных фотоснимков можно отметить, что другие кресты тоже выполнены в подобном стиле.

Тем не менее на каменных, и более простых в исполнении металлических крестах, этого не просматривается.

Металлический крест на кладбище
Как видно из обзора, на кладбище сохранилось достаточно много различных типов могил, которые представляют историческую ценность не только как память предков, но и как памятников, невзирая на то, из какого материала они выполнены.

Другие могилы на кладбище

Последний элемент в нашем обзоре — это оставшиеся могилы, которые были сняты на этом кладбище. В данном случае внимание привлекает чугунный памятник, выполненный методом литья. Внутри он полый и сверху закрывается крышкой. На памятнике так же есть надписи.

Чугунный памятник

Другие памятники подобны тем, что мы уже видели выше. По возрасту это кладбище является ровесником исторических кладбищ Санкт-Петербурга, и поэтому могилы на нем имеют схожие с ним черты.

Памятник из мрамора

Камни памятники

В заключении еще раз хотелось бы отметить важность той работы, которую проделали люди, сохранившие то, что мы можем увидеть. Это не только память конкретных людей, но и память нашей культуры в целом. Кладбища помогают осознать связь с прошлыми поколениями, помогают понять как жили наши предки, в каких условиях и на что были способны. Более того, в памятниках часто отображаются технологии работы по камню, так как они не подвергались реставрации и поэтому находятся в первозданном состоянии. Это реальная возможность посмотреть на труд прошлых поколений.

Источники

  1. Старейшие фотографии Карелии. 1881 год[]
  2. Курилов Михаил Александрович, открытый профиль Вконтакте[]
  3. Портрет Акима Ивановича Серебрякова, Портрет Акима Ивановича Серебрякова". 1813 год, 66.5 х 53.8, холст, масло, Третьяковская галерея[]
  4. Лодейное Поле Материал из Википедии[]
  5. Ленинградская область, Лодейное Поле. Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы[]
  6. Введенская кладбищенская церковь, 1926 год[]
  7. Олонецкие губернские ведомости 1906 г. № 19[]
  8. Кадастровая карта с участком кладбища в Лодейном Поле: Разрешенное использование: Для размещения военных и гражданских захоронений, по документу: для размещения кладбища[]
  9. О Введенском кладбище в персоналиях[]
Поделиться:

Похожие посты