Невский трезубец — не масонский масонский символ

Архитектурное решение или теория заговора

От SPbHistory
184 просмотров

Многие слышали, а многие были на этом месте, но не знали о таком архитектурном решении, как Невский трезубец (Нептунов трезубец). Так неофициально называется часть застройки левобережного Санкт-Петербурга, которая по одним взглядам представляет собой треугольник с основанием по линии Садовой улицы, или ниже, по реке Фонтанке. Другие видят в этом уходящие в перспективу лучи, образующие трезубец и ведущие к трём главным вокзалам города из которых можно уехать в трёх разных направлениях.

Невский трезубец и треугольник - вид сверху на карте

Разноголосые споры о том, что же конкретно просматривается в этом ансамбле, не утихают и сегодня. С одной стороны – это удобное архитектурное решение, с другой – масонский знак или символ морской державы. Во всех случаях есть свои аргументы, не лишённые смысла и логики, поскольку глядя на этот пейзаж трудно не увидеть в нем древний символ всевидящего ока, лучезарной дельты или трезубца.

Невский трезубец - различные виды и схемы - трезубец, треугольник, дельта

Укрупняя фото, мы видим Здание Главного адмиралтейства, шпилем которого образованна вершина большого и малого треугольника, или начальная точка основания трезубца. Малая дельта содержит внутри себя око в виде Адмиралтейского фонтана, а её основание, как и вершина большой трапеции, проходят по линии Адмиралтейского проспекта.

Основание большого треугольника заканчивается на линии реки Фонтанки, а две боковые его стороны проходят по линиям Вознесенского и Невского проспекта с биссектрисой по Гороховой улице.

Если детальнее рассмотреть сам Адмиралтейский фонтан, то расположение лавочек вокруг него действительно прорисовывают черты именно глаза с оком посередине.

Фонтан в виде глаза

Адмиралтейский фонтан

Композиция, показанная выше, сходна с символикой Большой печати США и другими похожими знаками, о которых речь пойдёт ниже. Также мы рассмотрим ряд точек зрения по этому вопросу, а на данном этапе очевидным является пока то, что архитектура данного участка Петербурга выполнена в определённом, оригинальном стиле.

Существующие взгляды на Невский трезубец

Сегодня нередко можно услышать про масонский Петербург и что вся его архитектура пропитана исключительно масонской символикой. Если не углубляться в детали и смотреть на все беглым взглядом, то подобные утверждения вряд ли можно будет поставить под сомнение. Ведь город строили пришлые люди, которые привносили в него свои архитектурные воззрения и культурные традиции.

Тем не менее, не стоит забывать кто являлся их заказчиком и конечно анализировать сколько времени уходило на строительство того или иного объекта.

В этом отношении Невский трезубец действительно является показательным, поскольку находится на самом видном месте и слишком явно бросается в глаза, чтобы его не заметить. С другой стороны, в нем так же слишком явно проявлен символ, который без должного углубления в тему сразу приписывается к тайному заговору.

Но возможно и другое. Это может быть как раз тот случай, когда нечто столь явное и не является тем, что о нем можно подумать. В этой связи Невский трезубец предстает в нескольких вариантах интерпретаций:

  1. Трезубец как символ морской державы.
  2. Масонский символ лучезарной дельты.
  3. Исключительно архитектурное решение.

Во всех случаях предполагается, что он именно таким изначально и планировался. Это важно, поскольку только тогда можно говорить о каком-то заговоре, когда нечто было спланировано изначально и построено по этому плану. Мы последовательно остановимся на каждом из трех указанных воззрений и попытаемся понять как, когда и почему данный символ был проявлен в центре Петербурга.

Масонский символ или символ морской державы

Невский трезубец как символ морской державы

Рассмотрим статью Константина Юдина, в которой говорится об основании Петром Великим морской столицы России, как города морской славы, который уже при его жизни показал миру недостижимый пример быстрого развития. Эта статья отражает некоторое общее мнение по интересующему нас вопросу, поэтому была взята для примера[1].

По мнению автора, XVIII-XIX века представляли собой времена аллегорий и иносказаний, что и обусловило появление образа повелителя морей Нептуна (Посейдона), выражающего морское величие России.

Невский трезубец — не единственная композиция посвящённая этому богу. Например, фонтан «Нептун» в Петергофе, или его образ на восточном фризе здания Биржи, а также в барельефе «Заведение флота в России» на главном фасаде Адмиралтейства, где царь морей вручает трезубец Российскому царю. Нельзя не отметить, что именно это оружие венчает собой стелу, которая отмечает пиковые уровни наводнений за все время существование города.

Фонтан Нептуна в Петергофе и вручение трезубца царю на барельефе «Заведение флота в России» 

Такие тенденции были характерны для той эпохи — планировать строения и узоры не только с точки зрения удобства и эстетики, но и с позиции более глубоких смыслов, которые были вполне понятны даже на подсознательном уровне.

Как видно, при планировании Петербурга его основатели использовали передовой опыт европейской архитектуры. Зная слабость людей XVIII века к различным аллегориям и иносказаниям, вполне можно допустить, что строители города по-своему интерпретировали ставшие классикой образцы европейского градостроительного искусства.Константин Юдин

Если знак Нептуна настолько проник в архитектуру Петербурга, что даже просматривается в столь сложной композиции, как Невский трезубец (а он и называется, как мы видим, не невский треугольник, а именно трезубец), то вполне возможно что он имеет символическое значение и выполняет не только градостроительную задачу. Это образ, который глядя на карту, говорит каждому о том, что мы смотрим на город, посвящённый Посейдону.

Действительно, трезубец, или скипетр в греческой мифологии, являясь оружием морского бога, являлся и символом его власти. Эмблемой власти он был и в минойской культуре.

Трезубец как древний символ власти, вложенный в руку Бога, или правителя

Христианство рассматривает трезубец как символ Троицы и как оружие сатаны, а индийская традиция вкладывает его в могучую руку бога Шивы и символизирует три его аспекта: творец, хранитель, разрушитель. Трезубец в буддизме раскрывает Три Драгоценности Будды и является символом Неба чистого пламени наряду с разрушением трёх ядов: гнева, лени и желания.

С точки зрения власти данный символ вполне может иметь акватический смысл, призванный продемонстрировать власть над морем, однако это не прослеживается явно. Например не всегда трезубец является символом морской державы[2].

Символ трезубца, олицетворяющий власть - различные варианты исполнения и назначения 
Как видно, трезубец достаточно широко представлен в Петербурге как отдельно, так и в руках Посейдона, что весьма символично и вполне может относиться к исследуемому нами объекту. Пока же мы просто возьмем на вооружение эту информацию и рассмотрим точку зрения людей, которые видят в Невском трезубце символ «Всевидящее око».

Невский трезубец как масонский символ «Лучезарзной дельты»

Рассмотрим позицию канала «Изюминки Санкт-Петербурга», который анализирует влияние масонских идей на строительство города и показывает знакомые памятники, здания и архитектурные ансамбли с неожиданной стороны. Мы так же будем считать, что это некоторый обобщенный взгляд под данным углом зрения.

Ниже будет представлен фрагмент ролика, в котором, по мнению автора, рассматриваемый треугольник действительно является масонским и помимо двух сторон и биссектрисы, он разделён ещё и перпендикулярно на три части каналом Грибоедова и рекой Мойкой, так как вода имеет мистическое значение и олицетворяет информацию.

Арка Адмиралтейства являет собой одно из самых сакральных мест города, поскольку в масонстве представляет собой символ небесного свода. В обрядах инициации прохождении через арку означает новое рождение после отказа от своей прежней природы.Верушка Следопытовна. Автор канала канала «Изюминки Санкт-Петербурга»

Сакральный смысл треугольника состоит в следующем:

  1. Сам треугольник представляет собой просьбу о благословении на строительство города.
  2. Три части треугольника символизируют три масонские степени: ученик, подмастерье и мастер.
  3. Треугольник отображает структуру общества: нижние этажи занимают люди производственных профессий; посередине – профессии интеллектуального труда; верхний уровень занимают управленцы высокого порядка.
  4. Пропорции треугольника равны пропорциям пирамиды Хеопса и содержат в себе символы камер Царя и Царицы.

По обеим сторонам арки находятся две монументальные, симметрично установленные группы, состоящие из трёх женских фигур и держащие в руках небесные сферы. Это врата для посвящаемого, напоминающие о колоннах храма Соломона в Иерусалиме, где северная колонна символизирует разрушение и хаос, а южная созидание и упорядоченность. Вершиной треугольника является здание Главного командования ВМФ России.

Адмиралтейский фонтан и арка Адмиралтейства

Масонские символы в ансамбле Санкт-Петербурга создавались не сразу, а дополнялись важными деталями в разные годы и в этом просматривается определённая преемственность идеи. Так, в 1879 году в Александровском парке был сооружен фонтан, воды которого изливаясь, наполняют живительной информацией все вокруг, а в 1880-х годах были поставлены бюсты знаменитых деятелей науки и культуры, которые символически структурируют информацию, исходящую из фонтана, и выполняют роль ресниц глаза.

Фрагмент обозрения «Масонский треугольник в плане Санкт-Петербурга»
Приведённая выше информация показывает некоторый общий взгляд на стремление рассматривать Невский трезубец с точки зрения масонской символики. Главное, на что хотелось бы обратить внимание, что символика носит положительный оттенок, который соотносим с семантикой древних символов в их религиозном контексте. Именно это мы и рассмотрим ниже, чтобы понять что представляет собой символ Всевидящее око и насколько правомерно приписывать данное изображение исключительно масонам.
Символ всевидящее око

Всевидящее око – это символ, изображающий глаз, часто заключённый в треугольник (дельту), в окружении лучей света (лучезарная). По смыслу человек должен понимать, что Божественное проведение, или глаз Бога, за ним постоянно наблюдает.

Это древний знак, который появился вследствие образности человеческого сознания, в данном случае передавать с помощью частей тела определённые функции. Так, ступни часто символизируют стремительность, а руки – силу и верность. Глаз, как духовно-религиозный символ, будучи органом зрения, тесно связан со светом, способностью духовного видения, познания и открытия истины. По этому принципу открытый глаз издревле олицетворял бдительность, а позже – Божественную бдительность и заботу о вселенной.

Примеры изображений, символизирующих глаз в разных культурах

В древнем Египте это Уаджет (Уджат, также око Гора или глаз Гора) – символ различных аспектов божественного миропорядка от царской власти до плодородия. Так же есть Око Ра (Глаз Ра), представляющее собой женский аналог бога солнца Ра в мифологии египтян.

В еврейской традиции символичное значение глаза можно встретить в разных источниках, например в псалмах и притчах Соломона:

Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его; Очи Господни обращены на праведников, и уши Его – к воплю их; Не дремлет и не спит хранящий Израиля; Очи Господа все видят, взирают и на злых, и на добрых.Пс 32:18; 33:16; 120:4; Притч 15:3.

Возможно эти тенденции позже легли в основу концепции Божественного провидения, или промысла Божьего, которая встречается в христианской традиции. Это целесообразное действие Бога, Высшего Существа, направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в частности. Схожие черты просматриваются и в иконах, с общим названием «Сошествие Святого Духа».

Божественное провидение и Сошествие Святого Духа - возможные примеры изображений

В европейской иконографии эпохи позднего Возрождения появляется глаз, окружённый треугольником, знаменующим святую Троицу, например картина Ужин в Эммаусе, принадлежащая кисти Якопо Понтормо, написанная в 1525 году. В семнадцатом веке и в наши дни изображение глаза встречается в окружении облаков, или в сиянии солнечного света.

Изображение Божественного ока в средние века - различные вариации
Примеры показывают универсальный характер символа глаза в целом и Божественного ока в частности, а так же его использование не только в религиозном контексте. Тем не менее, существует более конкретное его применение в масонской традиции.
Всевидящее око как масонский символ

Всевидящее око стало ассоциироваться с масонством в 1797 году, когда Томас Смит Уэбб опубликовал труд под названием «Масонский монитор или Иллюстрации масонства»[3]. По другому мнению, первоисточником послужила работа Уильяма Престона (1742—1818) «Иллюстрации масонства»[4].

В масонской традиции – это лучезарная дельта, которую можно встретить над досточтимым мастером в восточной стороне каждой ложи. Она являет собой треугольник, как наиболее устойчивую фигуру в геометрии, огненный знак и символ просвещения. Имеет смысл христианской Троицы и понимается как магическое число три в нумерологии. Вокруг глаза часто изображён ореол с исходящими вниз лучами.

Примеры изображений лучезарной дельты в памятниках архитектуры и геральдике

Сам глаз в открытом состоянии символизирует сакральную истину, призыв к мудрости и обращение к совести. Это первопричина всего сущего, добро, побеждающее зло. Отождествление с Великим Архитектором Вселенной, представляющим её рациональный аспект. Может быть заменён литерой «G» с вариантами интерпретаций в зависимости от градуса посвящённого.

В истории часто встречаются примеры, когда древние символы берутся на вооружение теми или иными организациями и даже государствами. Это вполне удобно, поскольку их глубинные смыслы уже понятны всем на подсознательном уровне. Тем не менее, именно это обстоятельство часто мешает глядя на знак понять его принадлежность и правильно истолковать.
Вопросы к принадлежности лучезарной дельты

Лучезарная дельта по своей сути является отображением древнейшего символа в культуре человечества. Где бы он не применялся, он говорит о некотором божественном начале, наблюдающем за человечеством, о мудрости, о связи с Богом. В этой связи, при встрече с данным знаком необходимо разбираться кто конкретно его нанёс и с какой целью.

Так, в Белоруссии есть город Браслав, герб которого официально описывается и выглядит следующим образом:

Герб города Браслава представляет собой изображение в голубом поле барочного щита золотого солнца, на котором находится голубой треугольник с изображением глаза человека — глаза Божьего благословения.Художник герба — А.В. Левчик
Всевидящее око Браслава

Герб города Браслава. Первое упоминание 2 июня 1792 года.

По сути, опираясь на то, что мы видели выше, можно заключить – мы имеем дело с символом Всевидящее око, или лучезарной дельтой. Но можно ли это интерпретировать как заговор масонов, которые присвоили себе город, или это город, на гербе которого имеется древний знак, не имеющий к масонам никакого отношения.

Другой пример. Среди сторонников теории заговора популярно утверждение о том, что Око Провидения, изображённое на вершине усечённой пирамиды Большой печати США, указывает на явное влияние масонства на всю финансовую систему США. Тем не менее, массовое использование масонами данного символа произошло на 14 лет позднее создания этого герба.

Кроме того, единственным масоном среди членов различных комитетов по дизайну был Бенджамен Франклин, чьи идеи относительно печати как раз и не были приняты. Да и различные члены масонской организации прямо отрицают какую-либо связь с этим событием, хотя это ничего не подтверждает[5].

Лучезарная дельта на Большой печати США и однодолларовой купюре
Всевидящее око – это прежде всего универсальный символ, в котором прослеживаются явные позитивные коннотации. Его использование не обязательно принадлежит конкретно кому-то, а если и принадлежит, то все равно проявлено в положительном смысле. Ниже мы рассмотрим точку зрения на вопрос формирования Невского трезубца исключительно с позиции его архитектурного замысла, опираясь уже не только на то, что мы видим сейчас, но и на то, что показывают карты тех времен.

Невский трезубец как архитектурное решение

Согласно легенде Невский трезубец был спроектирован достаточно просто, буквально на пне, как сегодня бы сказали – «на коленке», однако приведенные ниже карты эту информацию не подтверждают.

Ну, во-первых, направление выбрал сам Пётр I. Он на срезанном пеньке нарисовал три направления трёх улиц: Невского проспекта, Гороховой и Вознесенского проспекта. На пеньке нарисовал, представляете, углем![6]Валентин Овчинников, профессор кафедры правоведения РАНХиГС

Изначально следует обратить внимание не только на исторические карты Петербурга, но и на те, которые показывают как выглядела данная местность до его строительства. Так, на плане от 1698 года видна крепость Ниеншанц и пустой Заячий остров, но искомая нами композиция на ней еще не присутствует.

План местности до завоевания ее Петром Великим, с показанием существовавших на ней шведских укреплений. Ниен город и его окрестности. 1698 год[7][8].

В конце 1715 года был разработан, а (12) января 1716 года указом Петра I был утвержден план развития города, который предложил Доменико Трезини. Но несмотря на то, что проект так и не был реализован, он оказал существенное влияние на представление иностранцев о Петербурге и присутствовал на европейских картах в течение последующих пятидесяти лет.

Проект предполагал размещение центра на Васильевском острове и отражал идею Петра о том, чтобы город находился ближе к Балтийскому морю и своим фасадом был обращен к Балтике в целом.

План города Петербурга, как это было в 1716 году с планом порта на реке Неве и в его окрестностях

План на французском языке, его оригинальный размер: 27.5 x 39 см. Полное название: «Plan de la ville de Petersbourg comme elle etoit en 1716 avec un plan de son port de la riviere de Neva et des Environs», что означает «План города Петербурга, как это было в 1716 году с планом порта на реке Неве и в его окрестностях».

«План города Петербурга, как это было в 1716 году с планом порта на реке Неве и в его окрестностях»[9].

На плане уже можно видеть линии будущих Невского и Вознесенского проспектов, которые расходятся от здания Адмиралтейства. Для нас важно, что оно тоже там присутствует, поскольку было заложено 5 (16) ноября 1704 года и изначально строилось как верфь по чертежам, подписанным лично Петром.

В 1711 году была произведена первая его перестройка, а в 1719 году оно приобретает вертикальную доминанту, ввиду установки металлического шпиля с корабликом, который водрузил голландский мастер Харман ван Болос. В нашем случае это означает, что изначального смысла в том, чтобы это здание было доминантой непосредственно треугольника нет и на то время быть не могло.

Шпиц адмиралтейский достроить всякою столярною и плотничною работою и укрепить своими мастеровыми людьми и на оном шпице поставить яблоко и корабль и поверху его корону, доделать же внутри и с лица того шпица окошки, двери: Балясы и лестницы со всем в отделку самым добрым и чистым мастерством[10].приказ, полученный ван Болосом от Адмиралтейств-коллегии

1716 год отмечен прибытием двух европейский мастеров в Петербург – это итальянец Карло Растрелли со своим сыном Бартоломео Франческо Растрелли и Жан-Батист Александр Леблон, которому была отдана руководящая роль, вместе со званием генерал-архитектора. Ему поручалась разработка еще одного генерального плана Петербурга, чтобы из всех проектов выбрать лучший, или взять лучшее из обоих и объединить в одно взвешенное решение.  

Генеральный план 1717 года, предложенный Жаном Леблоном

Первоначальный генплан А. Леблон (1717 г.), формирование центра — XVIII-XIX вв.

В основу плана Леблона от 1717 года легла та же идея сделать Васильевский остров политическим и торговым центром Петербурга. По его замыслу город вписывался в правильную эллиптическую форму, внутри которой были предусмотрены каналы, площади и парки, но главное чего там не было – это рассматриваемого нами треугольника.

Интересно посмотреть еще на одни карты 1717 года, на одной из которых будущий Невский проспект обозначен как «Большая дорога в монастырь» (Grande Avemue de la Ville au Monastere). Этот факт так же демонстрирует, что данная дорога была проложена в том месте без умысла в последствии стать одним из лучей будущего трезубца.

Карты Петербурга Николаса де Фера и Иогана Гоманна 1717 года

План 1721 года отражает как фактическую, так и планируемую застройку и соответствует проекту архитектора Д. Трезини. Это не очень меняет картину, но на ней более отчетливо виден лес, который занимает пространство современного треугольника.

Крепость Санкт-Петербург карта

План крепости и местоположения Санкт-Петербурга 1721 год

«План крепости и местоположения Санкт-Петербурга 1721 год». Автор: берлинский гравер Георг Пауль Буш[11].

Более интересно выглядят планы Петербурга 1727 и 1734 годов. На них отчетливо виден не трезубец, а два луча, которые не совсем ровно сходятся к центру. Как говорилось выше, город развивался в направлении Васильевского острова, но к этому времени стало понятно, что это не совсем удобно. Началось переосмысление его центра и смещение его развития на другой берег Невы.

Только в этот момент на город начинают смотреть с позиции, что центром является Адмиралтейство, от которого идут две дороги. Если представить себя на месте архитектора, то вполне логично развивать дальше именно трехлучевую систему. Она просто напрашивается визуально, тем более, что речь идет о столице империи[12].

План города и Форта Санкт-Петербурга, новой столицы и резиденции русских императоров, основанный императором Петром I на некоторых островах Финского залива и в устье реки Невы 1727 год[13]. Петербург 1734 года. План Рейнера Оттенса[14].

Более того, если вернуться к проекту Леблона (о котором речь шла выше), то мы увидим, что центр Васильевского острова содержит в себе некоторое симметричное четырехлучие. Новое место для такой системы не подходит по объективным причинам, поскольку одна сторона будущего центра ограничена рекой.

С этого момента и в дальнейшем Невский трезубец будут связывать с именем Петра Еропкина, судьба которого оказалась достаточно трагичной и который был захоронен на Сампсониевском кладбище. На его время выпало проектировать данную местность, и он уже смотрел на нее с других позиций. 

На его решение оказали влияние и сильные пожары 1736-1737 годов, в результате которых практически полностью выгорела застройка Адмиралтейской части города. В итоге была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении, в составе которой Еропкин был главным архитектором, руководил составлением генерального плана Петербурга, разрабатывал проекты планировки и застройки его центральных районов, закрепил 3 главных лучевых направления, и наметил пути дальнейшего развития города.

…виду Адмиралтейской спицы никакого посягательства быть не признается.Пётр Еропкин

Эта фраза подчёркивает замысел о том, чтобы Гороховая улица, Невский и Вознесенский проспекты лежали в направлении Адмиралтейства и сходились к нему в одну точку.

Генеральный план Еропкина

Генеральный план Еропкина

Карта Петербурга 1737 года Петра Еропкина. Гравер Г.И.Унферцахт План гравирован в Гравировальной палате Академии наук и издан в 1741 году в составе альбома «Палаты Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры», с дублирующим переводом на немецкий язык[15].

Идея трехлучевой застройки была не нова к тому времени и уже применялась до этого в европейских городах, а поскольку Еропкин долго находился в заграничной поездке, посещал эти места и являлся одним из первых русских архитекторов, получивших зарубежное образование, то был хорошо осведомлен о таком архитектурном приёме.

Примеры архитектурного исполнения трехлучевой композиции в европейский городах

Благодаря его плану была усовершенствована трехлучевая система центральных улиц, переосмыслена и усилена доминантная роль Адмиралтейства, которая осталась неизменной как бы не менялась в будущем застройка данного района[16].

Этот вопрос хорошо раскрывается в лекции Марии Элькиной «Десять главных градостроительных планов Петербурга с момента основания до 2018 г.», фрагмент которой представлен ниже.

Развилка Еропкина: от пяти направлений (Галерная-Миллионная-Гороховая-Невский-Вознесенский) до трёх (Невский трезубец). Появление «трезубцев» в XVII в. в Европе. Приоритет дорог (а не домов) в городе. Гибрид «трелучия» и амстердамской системы улиц (ломаные линии улиц).

Итак, Невский трезубец выглядит вполне себе архитектурным решением, продиктованным как мерами безопасности, так и дизайнерскими взглядами. Его появление не было спланировано, а формировалось на протяжении долгого времени. Более того, как видно на карте 1753 года, где картина уже полностью проявлена, все же не хватает одного важного элемента – фонтана (глаза). Это потому, что он появляется гораздо позже, во второй половине XIX века.

План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов

План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов, изданный трудами Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге» увидел свет в 1753 году

"План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших оного проспектов, изданный трудами Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге" увидел свет в 1753 году[17].

К 200-летию Петра I Санкт-Петербургская городская дума, с подачи адмирала Грейгу С.А., принимает решение об устройстве на этом месте городского сада, работы по которому начались в июле 1872 года.

Изначально проект предполагал появление в саду трех фонтанов, которые бы легли в основание каждого из трех лучей, отходящих от Адмиралтейства, однако трудности с водоснабжением и высокая стоимость проекта стали причиной того, что фонтан остался один.

Несколько фотографий, связанных с местом строительства Адмиралтейского фонтана

Переработка проекта началась в 1875 году и была связана с именами заведующего техническим отделением Городской управы Бунуа Н.Л. и архитектора Гешвенда А.Р. Работы по строительству были начаты в 1876 году и осуществлялись под руководством Овчинникова Е.Ф. С этого времени фонтан появляется напротив ворот Главного адмиралтейства и Гороховой улицы.

Достаточно широко этот вопрос освещает в своей лекции Павел Перец, с фрагментом которой можно ознакомиться из видео, прикрепленного ниже.

Невский трезубец. Фрагмент лекции Павла Парца.

Вывод о Невском трезубце

Опираясь на вышеизложенный материал можно попробовать сделать некоторые выводы. Для начала следует признать тот факт, что Невский трезубец действительно очень похож как на трезубец, так и на лучезарную дельту. Это момент, который никак нельзя отрицать.

Однако ответ на главный вопрос, который напрашивается в этой связи – была ли данная конфигурация спланирована изначально, будет отрицательным.

Как мы увидели, данный архитектурный ансамбль формировался постепенно и был подвержен влиянию разных факторов. Дело в том, что во времена Петра I не было и не могло быть подобного проекта, поскольку город планировали развивать на Васильевском острове, поэтому все мысли и идеи архитекторов лежали непосредственно в том направлении, что хорошо видно на планах Трезини и Леблона.

После смерти Петра, в 1730-1740 годы, такая тенденция изменилась и стало понятно, что город будет развиваться в ином направлении. Именно этим был уже обусловлен взгляд Петра Еропкина, который анализировал планы своих предшественников и опирался на то, что уже было построено. Так же им руководили идеи, которые были доминирующими в то время в архитектуре европейских столиц.

Более того, глядя на карты, с которыми приходилось работать новому архитектору, и посмотреть его взглядом, то можно увидеть уже существовавшее на тот момент времени некоторое двухлучие. Поэтому Петр Еропкин был обусловлен сразу с нескольких сторон:

  1. Перед ним стояла задача спроектировать центр столицы империи.
  2. Он уже видел подобные архитектурные решения в Европе.
  3. Он увидел похожие черты на уже существующей местности (двухлучие).
  4. Нужно было решить проблему пожаробезопасности.

Все эти факторы сошлись в одну точку и позволили воплотить в жизнь именно то, что было наиболее актуальным.

Стоит добавить, что на его плане действительно просматривается трехлучевая структура. Никакого трезубца, а тем более треугольника с глазом там нет. И главное, если бы он хотел сделать именно это, то ему бы не составило труда сразу спроектировать фонтан. Но на тот момент таких тенденций еще не прослеживается.

Они появились только через сто с лишним лет после его градостроительного плана и вновь у этого были свои причины. Как мы увидели, сначала спроектировали сад и только потом пришли к выводу, что на нем не хватает фонтана.

И здесь главное понять чем руководствовались архитекторы, когда планировали фонтан и чем они были обусловлены:

  1. Как было видно, изначально проект трех фонтанов был отвергнут по достаточно веским причинам, а это говорит о том, что любой архитектор, перед которым стоит задача спроектировать фонтан, но при этом три фонтана отвергли по указанным причинам, то просто ничего не остается, как рисовать фонтан в единственном экземпляре.
  2. Глядя на план, можно увидеть, что он больше никуда не вписывается, как только напротив шпиля Здания главного Адмиралтейства.
  3. К тому времени уже достаточно широко был известен «символ всевидящее око» и его можно было встретить во многих местах Петербурга, поэтому помимо общего ландшафта, конечно могли влиять и такие образы на принимаемые решения.
Наш обзор мы закончим следующим выводом. Проект Невского трезубца, как мы его сегодня видим, не был изначально таким спланирован и не мог видится именно так по объективным причинам. На его современный вид могли повлиять как символические образы трезубца, так и образы лучезарной дельты, но лишь отчасти, как некоторые дополнения к непосредственному архитектурному решению.

Другими словами, изначально люди руководствовались практическим смыслом, а уже потом эти смыслы были дополнены эстетическими, с элементами определенных символов. Влияние масонов на Невский трезубец если и было, то лишь непосредственное, в виде образов, которые люди видели достаточно часто. Прямого решения строить данный объект таким именно способом не просматривается.

Возможно где-то есть иная информация, в которой существует проект Невского трезубца как лучезарной дельты, но нам не удалось такой найти. Можно сколько угодно говорить о заговорах, но если это не подтверждается фактами, то наверное в такой теории есть слабые стороны.

Источники

  1. Константин Юдин // Санкт-Петербургские Ведомости, 09.12.2011, № 233 // http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10283236@SV_Articles (Ссылка может быть неактивной если страница источника была удалена)
  2. Трезубец Материал из Википедии
  3. Eye of Providence From Wikipedia
  4. Всевидящее око Материал из Википедии
  5. Great Seal of the United States From Wikipedia
  6. Прогулки по Петербургу. Невский трезубец
  7. План местности, занимаемой ныне Санкт-Петербургом. 1698 год.
  8. Ниен город и его окрестности. 1698 год.
  9. План города Петербурга, как это было в 1716 году с планом порта на реке Неве и в его окрестностях.
  10. Главное адмиралтейство Материал из Википедии
  11. План крепости и местоположения Санкт-Петербурга 1721 год
  12. Генеральный план Санкт-Петербурга Материал из Википедии
  13. План города и Форта Санкт-Петербурга 1727 на французском языке
  14. Голландская карта С.Петербурга и окрестностей издания Оттенса
  15. Палаты Санкт-Петербургской Императорской Академии наук, библиотеки и кунсткамеры, которых представлены планы, фасады и профили. - В Санкт-Петербурге : печатано при Императорской Академия наук, 1741 года. -[6] с., [2] л. текста, [1] л. фронт. (ил.), [12] л. ил., план., карт. ; 53 см. - Текст и заглавие параллельны на русском и немецком языках.
  16. Лит.: Русская архитектура первой половины XVIII века. Исследования и материалы под ред. акад. И. Э. Грабаря, М., 1954, с.221-34
  17. План Трускотта или Махаевский план Санкт-Петербурга 1753 года
Поделиться:

Похожие посты

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: